залив реки пожва
Залив расположен на правом берегу Камского водохранилища – там, где река Пожва (в переводе с коми-пермяцкого «вода в решете») впадает в Каму.

На берегу залива расположен поселок городского типа — Пожва.


Слева от входа в залив есть несколько причалов, открытых всем ветрам, кроме западных.


По правому берегу реки Пожвы в устье залива находится деревянный причал. Стоянка с глубинами 4,5 м закрыта от южных ветров.


Якорная стоянка возможна в вершине залива недалеко от зданий затопленного завода, где глубины постепенно снижаются до 2 м. Здесь можно укрыться от северных ветров.


Высадка на берег — тузиком. Приближаться к левому берегу в устье залива нельзя. Дно — отмели и затопленный лес. Чтобы выйти к фарватеру, обойдите красный буй.

Дух места

Поселок Пожва известен как родина первых русских пароходов и паровозов! Но история Пожвы началась задолго до этих славных изобретений. Первое упоминание о двух строгановских деревнях — Усть-Пожве и Верх-Пожве — встречается в 1715 г.


Как в Добрянке, Чёрмозе, Майкоре, здесь в 1754—1756 гг. был построен и пущен в строй чугунолитейный, железоделательный и медеплавильный завод. Построенный бароном Н. Г. Строгановым завод в 1773 г. был куплен В. А. Всеволожским. В 1798 г. Всеволожский перевел из г. Новое Усолье в Пожву главное правление владений Всеволожских на Урале. В 1900 г. Пожевской завод переходит к новому владельцу — князю С. Е. Львову.

В 1918 г. завод национализировали, в 1927 г. законсервировали, но промышленная жизнь не прервалась. В 1928 г. на базе Пожевского завода заработала кустарная артель «Молот», специализировавшаяся на выпуске ведер, тазов и прочей хозяйственной утвари. С 1939 г. артель стала производить оборудование для Березниковского химкомбината.


С началом заполнения Камского моря заводские постройки демонтировали. Первые российские пароходы были построены на Пожевском заводе в 1815—1817 гг. под руководством Соболевского. Петр Григорьевич Соболевский — инженер-конструктор, металлург, член-корреспондент Петербургской академии наук, один из основоположников порошковой металлургии — был приглашен владельцами на Пожевской завод для налаживания газового освещения. В. А. Всеволожский в письме к сыну в 1816 г. восторженно отзывался о первых плаваниях паровых «ботов». 16 августа 1817 г. после прогремевшего пушечного залпа два парохода отправились по реке Каме до Казани. Историки судоходства считают этот день началом пароходства на Каме и Волге.


Помимо пароходов, в Пожве строились и другие машины. В конце 1830-х из местных цехов вышел паровоз «Пермяк» (первый для широкой колеи) — третий из построенных в России. В 1839 г. «Пермяк» демонстрировался на мануфактурной выставке и был высоко оценён специалистами.


Достопримечательности поселка: Свято-Троицкая церковь, построенная в середине XIX в. и освященная в 1865 г., парк возле нее, дом заводовладельца, пруд и часть производственных корпусов завода.

Отдельно следует отметить заводскую трубу, ныне стоящую посреди вод Камского моря и напоминающую о том, что большая часть завода ушла под воду.